Кризис лидерства


Если интуиция основателей не подвела, запала и квалификации хватило, прибыль не тратилась на личные нужды, а реинвестировалась в развитие, то бизнес начинает расти. Появляется все больше наемных работников, которых трудно отнести к группе основателей - энтузиастов.


Основные подходы к оценке стоимости бизнеса и перспективы их применения к решению задач управления инновационными предприятиями

Развитие отечественного сектора высоких технологий является одним из приоритетных направлений государственной политики РФ. В этом направлении первостепенной актуальной задачей является создание новых форм управления наукоемкими организациями и объединениями, отвечающих условиям рыночной экономики и обеспечивающих переход российской экономики на инновационный путь развития.

В условиях рынка для интегральной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия используется показатель стоимости бизнеса. Методология управления стоимостью бизнеса является универсальной и позволяет сформировать единый подход к принятию управленческих решений на всех уровнях, по широкому кругу вопросов реорганизации и реструктуризации отечественных высокотехнологичных предприятий.

Таким образом, целевой задачей любого предприятия должна стать максимизация стоимости для собственников (акционеров), т. е. экономических выгод, которые они получают от вложения капитала в данное предприятие. Как показывают исследования отечественных и зарубежных авторов [1,2,3], в странах, экономика которых не ориентирована на максимальное повышение стоимости для собственников, инвесторы получают меньшую отдачу от вложенного капитала, чем в странах, имеющих такую ориентацию. Дальнейшая глобализация рынка капитала означает, что первые будут испытывать отток инвестиций и отставать во всемирной конкуренции. Таким образом, по мере усиления мобильности капитала система управления предприятием, ориентированная на повышение рыночной стоимости бизнеса, приобретает все больший вес и значение.

С объективной сложностью и разнообразием задач управления стоимостью бизнеса сталкивается естественная необходимость упрощения и стандартизации процедур оценки, разработки ясной и четкой системы терминов и определений, а также формирования единой методологии оценки. В настоящее время над решением вопросов в этой области работают международные и национальные профессиональные организации оценщиков.

Международный комитет по стандартам оценки (МКСО) осуществляет разработку стандартов оценки на международном уровне, на основе которых национальные организации в разных странах разрабатывают свои собственные стандарты.

Международные стандарты оценки (МСО) состоят из собственно стандартов, методических руководств по их применению для целей финансовой отчетности и кредитования, а также методических рекомендаций по оценке в разных предметных областях. Отличительной особенностью последней редакции МСО-2003 является комплексность оценки и ее соответствие целям финансовой отчетности. Особенностью стандартов МСО-2003 является их тесная взаимосвязь с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), что обеспечивает гармонизацию оценочной деятельности с бухгалтерским учетом и формирует основу для сближения и взаимопроникновения двух систем – системы оценки и системы отчетности.

Европейская группа ассоциаций оценщиков (ЕГАО) осуществляет разработку собственных стандартов на базе МСО. Российское общество оценщиков (РОО) представляет интересы Российской Федерации в Международном комитете по стандартам оценки. В 2001 году этой организацией по заданию Минимущества России был подготовлен проект Методических рекомендаций по оценке на основе европейских стандартов ЕСО. В состав этого документа включено методическое руководство № 1 «Оценка стоимости бизнеса (предприятия)» (МР-1) и методические рекомендации по оценке стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности (МР-2).

На рисунке 1 представлены основные подходы к оценке стоимости бизнеса и регламентирующие их нормативные правовые акты. В соответствии с международными стандартами, для оценки рыночной стоимости действующего предприятия используют два подхода – рыночный (сравнительный) и доходный.

Рыночный (сравнительный) подход основан на принципе эффективно функционирующего фондового рынка, на котором инвесторы продают и покупают пакеты акций предприятий, принимая при этом независимые индивидуальные решения. Тогда оценка рынком стоимости действующего предприятия выражается его рыночной капитализацией – суммарной рыночной стоимостью всех акций предприятия:

,

(1)

где

–котировка обыкновенной акции предприятия;

 

– количество обыкновенных акций предприятия, обращающихся на фондовом рынке.

       
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6



© Менеджмент и бизнес на сайте www.manaccept.ru.