Кризис лидерства


Если интуиция основателей не подвела, запала и квалификации хватило, прибыль не тратилась на личные нужды, а реинвестировалась в развитие, то бизнес начинает расти. Появляется все больше наемных работников, которых трудно отнести к группе основателей - энтузиастов.


Эффективное принятие решений

Существует много факторов, которые могут серьезно мешать процессу принятия решений. Приведем перечень некоторых факторов, препятствующих принятию эффективных решений:

организационные неувязки, а также ситуация, когда у вас нет ясного представления о разделении труда и о своих полномочиях;

для принятия решения нет достаточной информации;

вы не желаете или просто не способны принимать решения;

неясен сам процесс принятия решения.

Процесс принятия решения в чистом виде можно разделить на составные части:

изучение ситуации, предшествующей принятию решения;

взвешивание различных вариантов решения;

выяснение последствий и перспектив при разных вариантах решений;

оценка и сравнение перспектив при разных вариантах решений;

выбор решения из разных вариантов.

Принятие решения и контроль за его выполнением

Процесс принятия решения с точки зрения рационального использования времени следует усовершенствовать. При этом важнейшими моментами такого усовершенствования можно считать следующее:

следует избавиться от ненужных решений;

нельзя допускать наложения решений друг на друга, т.е. не следует принимать несколько решений по одному и тому же вопросу;

решения нельзя переносить. Обычное перепоручение исполнения решения одного лица другому следует изжить;

решение должно соответствовать уровню организации и сотрудничества;

по повторяющимся решениям составляются правила их принятия.

Главнейшие проблемы принятия решения — его правильность и своевременность. Это достигается прежде всего объективностью оценки имеющейся информации, исключением влияния методов обработки информации.

Психологические особенности принятия управленческих решений всегда интересовали людей. Еще Декарт сформулировал следующие 5 принципов решения задачи:

не торопиться в суждениях;

избавляться от предвзятых мнений;

делать по возможности более полные обзоры того, что сделано предшественниками;

каждый вопрос разлагается на более простые;

начинать решение с простейшего, переходя затем к более сложному.

В общем случае при решении задач приходится последовательно пройти пять стадий решения:

1. Выбор задачи. Уточнение и проверка формулировки задачи.

2. Аналитическая стадия. Проводится в целях выявления противоречия, препятствующего ее успешному решению, и причин, порождающих это противоречие.

На этой стадии необходимо действовать в следующей очередности:

определить идеальный конечный результат, то есть ответить самому себе на вопрос: «Что желательно получить в самом идеальном случае?»;

определить, что мешает, препятствует, противоречит получению желаемого результата, то есть ответить на вопрос: «А в чем состоит помеха, почему, собственно, желаемое невозможно?»;

определить, почему возникает помеха, в чем непосредственная причина помехи;

определить, при каких условиях ничто не помешало бы получить идеальный результат, т.е. ответить на вопрос: «При каких условиях исчезает помеха?».

3. Оперативная стадия. Представляет собой проведение мысленных операций с объектом или средой, в которой он действует, в целях разрешения противоречий, преодоления препятствий, устранения помех.

4. Стадия синтеза. Состоит в операциях внесения дополнительных изменений в объект; в методы использования; в объекты, функционирующие совместно с изменением или просто существующие одновременно с ним.

На практике любое решение должно базироваться на реальной основе. Подготавливая или утверждая любое решение, целесообразно подвергнуть всестороннему анализу необходимость проведения и особенности предписываемых этим решением работ.

Рекомендуется по поводу каждой предполагаемой работы ответить на следующие вопросы:

почему и зачем предписывается выполнение данной работы? (принцип необходимости и направленности работы);

каково исходное положение дел и каково оно должно быть после выполнения работы? (принцип определенности результатов);

что изменится в деятельности подчиненных и в функционировании организаций после реализации решения? (принцип системности изменений);

соответствует ли выполнение данной работы требованиям руководящих документов? (принцип правомерности работы);

какова трудоемкость работы, и соответствует ли она возможностям сил, выделяемых для выполнения этой работы? (принцип адекватности ресурсов и трудоемкости);

какие работы будут проводиться одновременно с предписываемой? (принцип учета наслоения работ);

когда работа должна быть начата и когда должна быть закончена? (принцип определенности сроков);

обеспечено ли выполнение работы материалами, документами .? (принцип достаточного обеспечения);

кто отвечает за выполнение работы? (принцип определенности ответственности);

какие трудности могут возникнуть и какие средства предусмотрены для парирования влияния этих трудностей? (принцип предусмотрительности);

какие меры предусмотрены для контроля за тем, что работа начата? (принцип достаточности контроля).



© Менеджмент и бизнес на сайте www.manaccept.ru.