Кризис лидерства


Если интуиция основателей не подвела, запала и квалификации хватило, прибыль не тратилась на личные нужды, а реинвестировалась в развитие, то бизнес начинает расти. Появляется все больше наемных работников, которых трудно отнести к группе основателей - энтузиастов.


Процессный подход к управлению персоналом

Важнейший ресурс – кадровый (Human Resources, HR) – должен работать на результат, нужный компании. Добиться этого стремится служба управления персоналом любого предприятия. Татьяна Вячеславовна Давидченко рассказывает об одном из возможных подходов к решению задачи.

Для большинства российских предприятий сегодня характерна функциональная модель управления. Она имеет ряд существенных недостатков, поэтому общемировой тенденцией развития менеджмента является применение процессного подхода к управлению. В основе этого подхода лежит взгляд на предприятие как на совокупность ключевых бизнес-процессов, а не функциональных подразделений. Основное внимание здесь уделяется процессам, которые объединяют отдельные функции и направлены на достижение конечного результата бизнеса в целом, а не конкретной структурной единицы. Следовательно, процессы, связанные с управлением персоналом, не локализованы в рамках HR-службы, а являются сквозными: проходят через всю организацию, в них активно участвуют как специалисты по персоналу, так и владельцы самих бизнес-процессов – руководители подразделений.

Бизнес-процесс управления HR

В рамках процессного подхода необходимо спроектировать бизнес-процесс управления HR и организовать его эффективное управление.

На практике это выглядит следующим образом:

регламентация бизнес-процесса;

определение показателей его результативности и эффективности;

управление процессом;

контроль и улучшение процесса.

В ОАО «ПО Элтехника» система управления персоналом регламентирована документами бизнес-процесса «Подготовка и обеспечение компетентности персонала», т.е. соответствующими инструкциями и положениями.

Определены подсистемы бизнес-процесса:

подбор и адаптация персонала;

оценка уровня квалификации и потенциала сотрудников;

мотивация персонала;

обучение и развитие персонала для поддержания требуемого уровня компетентности;

оценка результативности обучения;

ведение документов и записей об образовании, навыках и опыте персонала.

ПАРАМЕТРЫ

Разработаны измеряемые и контролируемые параметры бизнес-процесса:

коэффициент текучести персонала (Кт);

коэффициент закрытия вакансий (Кз);

коэффициент результативности адаптации (Ка);

коэффициент результативности обучения (Ко);

коэффициент компетентности персонала (Кк).

Оценка результативности процессов по этим критериям осуществляется руководителем Службы персонала с периодичностью один раз в квартал.

В качестве примера ниже приведены расчеты коэффициентов текучести, закрытия вакансий и результативности адаптации. Коэффициент текучести рассчитывается отдельно для каждой категории сотрудников (для рабочих, специалистов и т.д.) по формуле:

где N1 – количество сотрудников уволенных за период;

N – среднесписочная численность за период.

Коэффициент закрытия вакансий определяется по формуле:

где V1 – количество вакансий на начало периода;

V2 – количество вакансий, открытых в текущем периоде;

V3 – количество закрытых вакансий;

V4 – количество снятых вакансий.

Коэффициент результативности адаптации находят по формуле:

где А1 – количество человек, успешно завершивших адаптацию в текущем периоде;

А – количество сотрудников, вновь принятых в текущем периоде.

Все перечисленные коэффициенты имеют фиксированные числовые значения – нормативы, установленные с учетом специфики предприятия. Полученные фактические показатели результативности сравниваются с нормативами. При ухудшении показателей разрабатываются мероприятия для достижения установленных значений.

ПОДСИСТЕМЫ

Адаптация

Процесс адаптации новых сотрудников, действующий в ОАО «ПО Элтехника», обладает рядом особенностей. Основная заключается в том, что на предприятии существует несколько типов адаптационных программ. Первый предназначен для сотрудников, трудоустраивающихся на рабочие специальности, второй ориентирован на выпускников вузов, которые свой первый трудовой опыт получают на нашем предприятии, третий тип разработан для сотрудников со статусом от специалиста до руководителя, имеющих опыт работы. При трудоустройстве в компанию для всех сотрудников предусмотрен вводный этап.

Задачи вводного этапа:

знакомство с предприятием, направлениями его деятельности, организационной структурой;

информирование об особенностях взаимоотношений предприятия и работника (порядок приема и увольнения, оплата труда, дисциплинарные взыскания, социальный пакет и т.п.);

знакомство с миссией, корпоративной культурой предприятия;

Перейти на страницу: 1 2 3



© Менеджмент и бизнес на сайте www.manaccept.ru.