Кризис лидерства


Если интуиция основателей не подвела, запала и квалификации хватило, прибыль не тратилась на личные нужды, а реинвестировалась в развитие, то бизнес начинает расти. Появляется все больше наемных работников, которых трудно отнести к группе основателей - энтузиастов.


Тотальная газификация или жажда подскажет

В июле 2004 года агентством "Альянс Мажор", г. Ростов-на-Дону, было проведено исследование рынка сладких газированных напитков и газированной минеральной воды. В ходе исследования был проведен мониторинг розничной торговой сети. Выборка включала 104 торговые точки города, была применена квота относительно типа торговой точки. Исследование проводилось на пике сезонной ак-тивности рынка газированных напитков. Так, по данным компании AC Nielsen, потребление лимонадов и колы в период с июня по август увеличивается на 200 - 300%. При этом, по данным исследований, до-ля непосредственных потребителей возрастает примерно лишь на 10%, т.е. рост объемов происходит, в основном, за счет фактора интенсивности потребления газированных напитков.

Обратимся к результатам мониторинга торговой сети в г. Ростова-на-Дону. Дистрибьюция сладких газированных напитков по наименованию выглядит следующим образом (рис. 1). Тройку лидеров со-ставляют торговые марки компании Coca-Cola: Sprite, Coca-Cola и Fanta. За ними следуют торговые марки компании PepsiCo: Pepsi, Mirinda и 7-Up. Замыкают десятку наиболее популярных в Ростове сладких газированных напитков Coca-Cola Light (компания Coca-Cola), "Аквадар" (ООО "Аквадар", г. Ростов-на-Дону), "Аквадар Лимонад" (ООО "Аквадар", г. Ростов-на-Дону) и "Фруктайм" (компания Coca-Cola).

Рис. 1. Сравнение дистрибьюции газированных напитков по наименованию (% от числа торговых точек) и средней цены напитков (рублей за 1 литр)

Название напитка

%

Средняя цена

Sprite

76%

25,57

Coca-cola

74%

25,46

Fanta

71%

25,84

Pepsi

56%

24,88

Mirinda

53%

24,31

7-up

40%

24,14

Coca-cola Light

20%

26,36

Аквадар

18%

5,79

Аквадар Лимонад

16%

5,88

Фруктайм

15%

9,85

Остановимся более подробно на основных производителях безалкогольных газированных напитков (рис. 1). Если еще несколько лет назад на данном рынке присутствовало большое количество произво-дителей, а покупатель, в основном, ориентировался на вкус напитка, а не на торговые марки, то к на-стоящему времени уже можно уверенно говорить о сегментировании рынка, где наряду с компаниями - мировыми лидерами выделился и ряд российских предприятий. Среди основных игроков стоит прежде всего отметить такие, как Coca-Cola и PepsiCo. Летом 2004 года в розничной сети Ростова лидирует Coca-Cola, второе место - за Pepsi. Российские производители газированных напитков представлены следующими предприятиями: ООО "Аквадар", г. Ростов-на-Дону, ЗАО "Очаково", г. Краснодар (лимо-нады "Ах!") и ООО "Меркурий", г. Черкесск (напиток "Spark"). Следует отметить, что положение рос-сийских производителей на рынке достаточно прочное, так, например, доля ООО "Аквадар" занимает существенную долю рынка (40%), особенно с учетом жесткой конкуренции со стороны Coca-Cola и PepsiCo.

Перейти на страницу: 1 2 3 4



© Менеджмент и бизнес на сайте www.manaccept.ru.