Система успешной реализации замыслов
Эффективные решения — залог успешной реализации замысла. Управленческое решение — это, как правило, выбор определенного курса действий из возможных вариантов (альтернатив).
Процесс подготовки и принятия решения включает следующие основные этапы:
Постановка проблемы.
Выявление альтернатив.
Выбор оптимального варианта.
Реализация решения.
Контроль результатов.
Вначале выясните исходную ситуацию. Для этого ответьте на следующие вопросы:
кто должен решать (вы, другое лицо, коллективный орган)?
где, в каком месте, при каких обстоятельствах предстоит принимать решения?
когда требуется принять решение?
как, в какой форме должно быть выражено решение?
что обусловливает решение? В чем его цель, замысел? Для чего оно служит? Зачем его надо принимать?
Выберите критерии оценки успешности решения. Только при наличии четких критериев вы сможете успешно оценить итоги принятого решения.
Начните с предварительной формулировки проблемы. Соберите все необходимые данные для уточнения постановки проблемы. Попробуйте разбить ее на части, на этапы. Попытайтесь изложить проблему в форме противоречия.
Изложите проблему письменно — если не сможете, значит вы ее не понимаете. Избегайте при этом чрезмерной общности, некорректности формулировок. Определите объекты, взаимосвязь между ними; попытайтесь изобразить это на бумаге.
Не принимайте следствия, симптомы за сами проблемы. Подмена реальной проблемы ее следствиями — распространенная ошибка. Используйте такой пример. Первое пришедшее вам в голову объяснение проблемной ситуации считайте следствием. Задавая вопрос «Чем вызвано это следствие?» и воспринимая ответ опять как следствие (исходной проблемной ситуации), можно добраться до действительных причин.
Обратитесь за помощью к друзьям, коллегам. Но прежде убедитесь, что ваши собственные возможности исчерпаны.
- Выявление альтернатив
- Выбор оптимального варианта
- Реализация решения и контроль результатов
- Эффективное принятие решений